Доктрина камикадзе
Обычно все задания камикадзе координировались из специального центра связи, который получал информацию от самолетов-разведчиков. После получения разведданных командир авиагруппы определял количество самолетов, необходимых для атаки. Принимая свое решение, он учитывал всю имеющуюся информацию: данные о погоде, данные о силе и составе вражеской группировки и т.д. В то время как командир авиагруппы инструктировал пилотов, техники заправляли и прогревали самолет. Обычно для миссий камикадзе использовались истребители или аналогичные легкие самолеты, оснащенные четырьмя 60-килограммовыми или одной 250-килограммовой бомбой.
В зависимости от расстояния до цели и погодных условий, командир определял время вылета. Обычно время вылета выбиралось таким образом, чтобы цель была достигнута не позднее 18:20, т.е. не позднее времени заката, после которого обнаружить вражеские суда было гораздо труднее. Если был выбор, то часто командиры авиагрупп предпочитали планировать нападение на рассвете. При нападении на рассвете обычно было меньше шансов столкнуться в пути с вражескими перехватчиками.
Стандартная группа нападения состояла из трех самолетов камикадзе и двух самолетов эскорта. Небольшой размер групп был продиктован необходимостью максимальной мобильности. Три самолета камикадзе было оптимальным числом, так как зачастую для большей цели, такой как авианосец, было недостаточно одного тарана. Самолеты эскорта были предназначены для отражения атак вражеских истребителей. Однако самолеты эскорта не должны были без крайней необходимости начать воздушные поединки прежде, чем будет достигнута цель. Причина такого приказа состояла в том, что самолеты камикадзе нужно было охранять вплоть до момента нападения. Любое отклонение самолетов эскорта с курса могло создать ситуацию, когда расстояние до самолетов камикадзе стало бы слишком большим, чтобы их можно было догнать.
Во время старта пилотам было запрещено приветствовать своих товарищей, чтобы это не отвлекало от процесса взлёта. После отрыва от земли пилоты препятствовали резкому набору высоты, поддерживая высоту 50 метров до тех пор, пока скорость не будет достаточной, и только после этого поднимались на крейсерскую высоту. Кроме того, самолеты камикадзе и самолеты эскорта взлетали друг за другом с минимальным промежутком времени, как правило, с интервалом в 100 метров. В противном случае самолет, который взлетел раньше, был бы вынужден кружить вокруг летного поля, ожидая другие самолеты своей группы.
Пилоты камикадзе были проинструктированы выбирать в качестве основных целей авианосцы всех типов. Также пилоты были проинструктированы относительно того, в какие части корабля нужно наносить удар. На авианосце предпочтительнее всего было поразить зону расположения центрального лифта для подъема самолетов. Любая более-менее удачная атака камикадзе в эту зону делала авианосец неспособным выполнять боевые задачи. Вторыми по важности зонами для атаки были другие лифты и капитанский мостик корабля.
При атаке против судов другого типа камикадзе старались атаковать капитанский мостик или область между мостиком и центром судна. Повреждение мостика означало значительное снижение боевой способности корабля, по крайней мере, на какое-то время. При атаке на корабли класса эсминца или меньшего размера, одного успешного удара самолета камикадзе между мостиком и центром судна могло хватить для того, чтобы судно переломилось и затонуло. Для атаки выбирались такие зоны корабля, чтобы причинить максимум повреждений при минимальном расходе самолетов и жизней пилотов. Хотя пилоты-камикадзе были готовы к атаке на суда небольшого размера, зачастую многие командиры авиагрупп противодействовали атакам на такие цели, считая, что они не достойны нападения камикадзе. В таких случаях пилоты получали инструкцию вернуться на базу, если они не могли бы определить местонахождение вражеского авианосца, линкора или крейсера.
Самолеты сопровождения иногда возвращались с сообщением, что некоторые самолеты камикадзе врезались в судно противника, не произведя взрыва. Было установлено, что некоторые пилоты, в горячке боя забывали взвести взрыватели бомб до того, как протаранить вражеский корабль. Пилоты должны были взводить взрыватели бомб перед атакой. Это не делалось заранее, так как в этом случае была вероятность того, что пилот сбросит бомбы в океан, если цель не будет найдена и ему нужно будет возвращаться на аэродром. По этой причине пилоты самолетов сопровождения должны были перед атакой корабля подлететь близко к самолету камикадзе и произвести визуальный осмотр. Если устанавливалось, что взрыватели бомб не были взведены, нужно было напомнить об этом пилотам-камикадзе по радио или другим способом.
Самолет камикадзе мог приблизиться к вражескому судну двумя различными способами. Первый метод предусматривал приближение к цели на высоте в 6000-7000 метров. Большая высота позволяла обнаружить самолет камикадзе визуально или с помощью радаров, но вражеским истребителям требовалось достаточно много времени, чтобы подняться на такую высоту для перехвата. Кроме этого эффективность истребителей на такой большой высоте существенно снижалась. Как только самолет камикадзе подходил к цели, он начинал снижение под углом в 20 градусов, пока не снижался до 1000-2000 метров. После этого он резко менял угол снижения до 45-55 градусов, пикируя на цель. Пилотам были даны инструкции, не увеличивать угол пикирования, чтобы не потерять контроль над самолетом и не промахнуться мимо цели.
Также был эффективен подход к цели на очень низкой высоте. Самолет камикадзе старался лететь на высоте 10-15 метров от водной поверхности. Такой самолет было очень трудно обнаружить радарами или визуально. Однако при непосредственном приближении к цели самолет камикадзе должен был быстро набрать высоту 400-500 и только после этого начать пикирование на цель.
Британский пилот авиации ВМС капитан-лейтенант Майк Кросли, воевавший в составе 880-й эскадрильи, так прокомментировал нападения самолетов камикадзе:
Камикадзе нам казались террористами, которые заслуживали ужасную смерть и вечные проклятия. Их способ приближения к кораблю на высоте ниже уровня действия радаров авианосца был достаточно умён, и нам требовалось обеспечить 100-процентое поражение атакующих самолетов, чтобы обеспечить защиту корабля. Каждый самолет камикадзе нес 500-фунтовую бомбу, которую пилот мог «припарковать» на нашем корабле с точностью нескольких футов, если бы ему разрешили добраться до цели. Однако мы не были слишком напуганы, когда видели приближение самолетов камикадзе. Наша противовоздушная оборона обеспечивала надежную защиту.
«Thee Divine Wind, Seafire vs A6M Zero.»