Флора Японии: дзельква, азуса, эноки, итё, суги

Я очень люблю растения, поэтому никак не могу обойти вниманием флору любимой страны :)

Дзельква  японская

Одно из самых распространенных деревьев на японских островах — дзельква  японская (лат . Zelkova serrata, яп. けやき (欅)— листопадное дерево до 30 м высотой и со стволом до 2 м в диаметре с густой кроной и чешуйчатой корой.

Токийский район Роппонги в буквальном переводе означает «шесть деревьев». По одной из легенд, название  появилось около 1660-х, когда шесть больших и старых дзелькв в то время отмечали квартал. Первые три были срублены, остальные уничтожены во время Второй мировой войны, а название так и осталось.

Березы, произрастающие в Японии

Есть в Японии и так любимые русскими березы, всего около 10 видов. Японская белая береза (Betula japonica, в просторечии айва японская) встречается в основном на Хоккайдо, хотя  можно увидеть ее и в  горных районах Хонсю, в районе Нагано. Японцы не относятся к березе так же трепетно и романтично как русские, скорее даже стараются избегать. Всё благодаря белому цвету коры, поскольку белый цвет в Японии — символ смерти и траура. Японская белая береза красивое дерево высотой до 30 м. Чисто березовых рощ мало, японская береза чащ встречается в составе широколиственных лесов вместе с с кленом, липой и дубом, или смешанных лесов, где растут дуб, пихта и кедр. Японская белая береза довольно близкий родственник европейской белой березы (Betula pendula), но она более чувствительна к холоду.

На Хоккайдо с берез собирают чагу, так называемый березовый гриб, kabanoanatake, из которого готовят лекарства. Научно-исследовательский центр в Саппоро, Хоккайдо, обнаружил в чаге лигнин, фермент, который обладает способностью подавлять вирус СПИД´а. Настой из чаги используется как средство, укрепляющее иммунитет, для профилактики  болезней сердца, инфаркта миокарда и тромбоза.

Более распространена на островах Хоккайдо, Хонсю и Сикоку берёза Эрмана (Betula ermanii). Растет она среди хвойных или смешанных горных лесов, ближе к субальпийской полосе одиночными деревьями или группами, местами образует верхнюю границу леса, единично встречается по каменистым россыпям и по берегам горных рек. Может расти на таких каменистых местах, где другие древесные породы за недостатком почвенного слоя не растут. Еще ее называют каменной за очень плотную, тяжелую древесину, которая тонет в воде и служит заменой красному дубу. У берёзы Эрмана коричнево-красная, отслаивающаяся кора, свисающая лохмотьями, и крупные  матовые листья, иногда достигающие10 см в длину. Высота деревьев достигает 30 метров, но в экстремальных условиях бывает ниже, образуя корявые стелющиеся стволы. Живет до 300—400 лет.

На островах Кюсю, Сикоку и Хонсю растет еще один вид — берёза граболистная или японская вишневая (Betula grossa), японцы называют ее Азуса (Azusa). Произрастает она в горах на высоте 1000—1500 метров над уровнем моря в сообществе с пихтой Вича, аянской елью, лиственницей Larix kaempferi, тсугой (Tsuga diversifolia), дубом (Quercus mongolica) и ольхой (Alnus hirsuta). Встречается эта береза и в криптомериевых лесах. Это дерево высотой до 25 метров с гладкой, душистой, тёмно-коричневой или почти черной корой.

Эноки или железное дерево

В Японии буквально нельзя и шагу ступить, чтобы не наткнуться на синтоистское святилище. Чаще всего это грубо вытесанные из камня фигурки божества Досодзин, защищающего от  злых духов, бодхисаттвы Дзидзо (Кшитигарбха, или «Чрева Земли»), Каннон (Авалокитешвара, называемая иногда «Богиней Милосердия»), синтоистское божество Сарутахико и другие, среди небольшой рощицы.

Чаще всего там растет эноки – «железное дерево», чьи длинные ветви дают хорошую тень. Ботаническое его название — Каркас китайский (Celtis sinensis), дерево высотой до 20 м, с ланцетно-продолговатыми или удлиненно-овальными листьями длиной до 15 см, с очень длинной стройной верхушкой и остро-пильчато-городчатым краем.  Верхняя сторона листа немного мохнатая,матовая, темно-зеленая, нижняя — светлее, с белым опушением, особенно по жилкам. Отличительный признак всего рода – трехжилковое основание листа. Побеги коричневатые,плотно опушенные, но позднее оголяются. Цветки неприметные, желтовато-зеленые. Плоды (костянка) размещаются по одному на удлиненных, расположенных в пазухах листа черешках, эллипсовидные, толщиной около 1 см, в период созревания коричнево-красные до черных, съедобные. Крона у каркаса округлая, сводчатая, очень часто широкораскидистая или свисающая на одну сторону. Кора даже старых деревьев, почти как у бука, гладкая и ровная, свинцово-серая или бледно-коричневая, без заметных бороздок или сетки. Широко распространено по всей Японии.

В синтоистских храмах часто можно увидеть старое дерево, обвязанное веревкой (симэнава — веревка из рисовой соломы, с древности использовалась для огораживания священных мест, где проходили синтоистские ритуалы, призвана защищать от злых духов и символизировать святость того места, которое огораживает) и огороженное низким заборчиком — это священное дерево и чаще всего это тоже каркас, или как его называют японцы, эноки. С эноки связанно множество легенд, его часто изображали на картинах.

Андо Хиросиге. Гравюра «Лисьи огни у Железного дерева переодеваний в Одзи»

«Гравюра отличается от остальных листов серии, она фантастична, совершенно нереальна и таинственна. Внимание зрителя привлекает дерево эноки (железное дерево), в центре листа и множество лисиц с таинственными огоньками (кицунэби), которые поддерживались их дыханием. По поверью, в последнюю ночь года лисицы всех провинций собирались в Одзи, у дерева эноки, чтобы принять облик придворных дам, а затем отправиться в святилище Инари. Поэтому другое название дерева — «Сёдзоку», что означает «переодевание». Семнадцать лисиц светло-оранжевого цвета с яркими язычками пламени, выделяются на фоне темного пейзажа, Силуэты лисиц изящны и грациозны, они вот-вот превратятся во фрейлин (мёбу). Справа мерцают огоньки других приближающихся лисиц.»

Место, изображенное на гравюре, вполне реально. Это поля Сёдзоку, расположенные в
непосредственной близости от деревни Сёдзоку-мати, крыши домов которой виднеются
в правой части гравюры. Где-то неподалеку располагалось святилище Одзи Инари, которое являлось главным среди храмов Инари в восьми префектурах, образующих район Канто.

Гинкго билоба

Другое дерево, часто почитаемое в Японии как священное — это гинкго (японцы называют его icho (итё) 銀杏 или 公孫樹 ), могучее листопадное пряморастущее дерево высотой до 40 м и диаметром ствола до 4 м, с широкопирамидальной кроной. Кора серая, на старых стволах глубоко морщинистая. Расположение листьев гинкго так же типично, как у хвойных. Они растут на побегах двух типов — удлиненных и укороченных. Первые побеги растут очень быстро, вторые отличаются замедленным ростом. Листья на удлиненных побегах попеременно стоящие, на укороченных побегах собраны в пучки (по 3—5), веерообразные, почти кожистые, 5—8 см шириной, на длинных черешках, на широкой стороне часто разрезанные или дольчатые, жилкование параллельное или вилкообразное; светло-зеленые, осенью желто-золотые, зимой опадают. Боковые ветки растения отходят от ствола почти под прямым углом. Плоды как мелкие желтые сливы, желто-зеленые, 2,5 см в длину, внешне мясистые, внутри с двугранным ядром, неприятно пахнущие. Ядро съедобное, сладкое, употребляют в пищу в Восточной Азии в поджаренном или отваренном виде. Основную массу ствола гинкго занимает древесина. Этот признак напоминает нам о том, что он родственник наших современных хвойных растений. Однако в отличие от них у гинкго никогда не образует смолы. Гинкго может дожить до 2 тысяч лет.

Гинкго билоба (Gingko biloba) — реликтовое дерево, которое относится к самым ранним растениям Земли и имеет ряд архаичных признаков. Его так же  называют «динозаврово дерево», как  свидетеля жизни динозавров на нашей планете. Родиной его считается Восточный Китай, в горах Дянь Му-Шань, вдоль границы между провинциями Чжецзян и Аньхой, окрестностях города Нанкин, где он образует леса вместе с хвойными и широколиственными породами. Отсюда  это растение вывозилось несколько веков назад в разные страны мира. В Японии кое-где встречается в дикорастущем виде, но в основном это искусственные насаждения или  храмовые деревья, за которыми ухаживают монахи. Во время листопада японцы поклоняются этому дереву, с благоговением подбирают опавшие листья и даже по ним гадают: если у поднятого с земли листа будет немного нетрадиционная форма — это к удаче.

Это загадочное для европейцев растение было открыто для науки в Японии. В 1690 году врач голландского посольства в городе Нагасаки Е. Кемпфер заинтересовался деревом с необычными оригинальными двухлопастными листьями, напоминавшими традиционный японский веер. Его плоды размером с абрикос издавали неприятный запах прогорклого масла и обладали чудесным янтарно-серебристым цветом. Семена этого растения продавались в японских лавках и охотно использовались в национальной кухне. Мякоть их отваривали и употребляли в пищу.  В 1712 году Е. Кемпфер описал это дерево под названием Ginkgo, что в переводе с японского означает «серебряный плод»или «серебряный абрикос».

В Китае, Японии и Корее гинкго известен довольно давно. Это растение упоминается в китайских книгах еще 7 и 8 веков, а в солидной медицинской монографии Ли Ши-чженя, изданной в Китае в 16 веке, уже приведены описание и рисунок этого растения.

Существует легенда ,что кормилица японского императора Наихаку-Коджо, умирая, попросила не сооружать на своей могиле никакого памятника, а посадить дерево гинкго, чтобы душа ее продолжала жить в этом дереве. С тех пор в Японии гинкго чтут как священное дерево храмов и гробниц.

Гинкго – растение двудомное. В молодом возрасте саженец остаётся довольно узким и растёт сравнительно медленно, а по мере развития разрастается в стороны. Существует несколько сортов с узкой кроной. Начинает плодоносить гинкго в возрасте 25-30 лет, и тогда можно точно определить пол деревца. У женских растений после жаркого лета образуются семена, окружённые мясистым покровом. Мясистая оболочка плодов гинкго при гниении неприятно пахнет, поэтому мужские и женские растения обычно высаживаются отдельно. Женские экземпляры не сажают рядом с дорожкой сада или парка, чтобы на ней не давились упавшие плоды (когда мясистая оболочка плодов гинкго начинает загнивать, то вокруг распространяется нежелательный запах). Пожалуй, это единственный минус данного растения при его использовании для озеленения.

С давних времен семена гинкго используются в восточной медицине. А в последнее время препараты на основе соединений, выделенных из листьев гинкго (гинкгозиды), нашли довольно широкое применение в фармакотерапии некоторых сосудистых заболеваний, при атеросклерозе, рассеянном склерозе для улучшения  памяти и концентрации внимания. В конце 20 века «Гинкго» стал модным препаратом. Однако, в связи с расширившимся и часто бесконтрольным применением этих лекарственных препаратов, его использования в составе биологически активных добавок, постепенно увеличилось и количество зарегистрированных нежелательных побочных  эффектов (аллергия и другие).

Существует множество мнений об эффективности препаратов, содержащих соединения листьев гинкго, от рекламы до критических статей в медицинских журналах. Возможно, что эти препараты не приносят ощутимого улучшения памяти, хотя и усиливают микроциркуляцию крови в тканях и органах. Существуют данные клинических исследований,
указывающие на то, что длительное применение препарата повышает риск развития инсульта.

Криптомерия японская

Криптоме́рия япо́нская (Cryptoméria japónica) — эндемичное растение Японии и Китая, где в горах образует чистые леса.

Японское название этого дерева — суги ( 杉 или 椙 ) постепенно вытесняет старое название — японский кедр, которое является ошибочным, поскольку дерево не принадлежит к роду кедров. Считается национальным деревом Японии, занесено в государственный реестр особо важных культурных ценностей страны. Иероглиф «криптомерия» входит в состав некоторых японских фамилий, например, Sugimoto ( 杉本 ) или Sugiyama ( 杉山 ).

Криптомерия, или суги, красивое вечнозеленое дерево с красноватой, мягкой, волокнистой корой, слезающей длинными полосками, высотой до 40 м, с узкопирамидальной кроной и цилиндрическим стволом. Хвоя трех-четырехгранная, шиловидная, серповидно изогнутая, до 2,5 см длиной, расположена на побегах спирально, плотно, функционирует до 7 лет, зимой она желтоватая, летом — темно-зеленая. Шишки одиночные, шаровидные, диаметром до 3 см, созревают в течение года и после высыпания семян долго остаются на дереве.

Европейцами была обнаружена в Японии в 1692 году Е. Кемпфером. В 1842 году первые семена попали из Китая в Англию, а в 1879 году удалось привезти семена из Японии в Европу.

Криптомерия является ценной породой для садово-паркового строительства. В Японии высаживается повсеместно и образует около 50% всех лесных насаждений, поэтому из-за интенсивного использования первоначальный ареал распространения вряд ли может быть установлен. Старейшие насаждения находятся на острове Якушима на высоте 1000-1500 м. В Японии разводят не менее 337 форм, рас и культурных вариантов. Здесь есть множество форм, не культивируются более нигде.

И в прошлом, и в настоящем широко используется. Древесина у криптомерии ароматная, мягкая, лёгкая, устойчива к гниению, иногда с красивым рисунком, легко поддаётся обработке. Используется как поделочный материал и для изготовления бочек для выдержки саке, а так же емкостей для изготовления и хранения пищевых продуктов (для засолки овощей, сбраживания соевых бобов). Из древесины криптомери изготавливают квадратные деревянные чашки в виде коробки,  masu ( 枡 ), в древности их использовали для измерения объема;  чашечки для сакэ; бочки для офуро( 風呂 ), вырезают статуэтки Будды.

Из пней и корней, пролежавших 30-50 лет после порубки, получают эфирное масло, которое используют как фиксатор в парфюмерии, им заменяют кедровое масло, добавляют в некоторые композиции для создания фиалкового запаха. Из коры в прошлом делали кроющий материал для крыш, из неошкуренных стволов — тории, а так же испльзовали для строительства храмов. Криптомерия —  одно из самых популярных деревьев для бонсай.

Криптомерии очень часто сажают возле храмов, ствол дерева служит жилищем для божества- ками. К стволу прикреплялись полоски бумаги, заменявшие жертвоприношение божеству. У криптомерий есть и другая ритуальная роль. На полосках коры, которые легко отделяются от дерева, писали записки, затем кору сжигали, дым уносил к небу как поминовение за здравие или упокой.

Из спресованной хвои криптомерии делают шары сугидама, sugidama 杉玉 или sakabayashi, которые вывешивают снаружи или внутри магазинчиков, торгующих сакэ (обычно это не просто магазин, но и сакэварня — место, где варят сакэ на протяжении многих лет по своему собственному, тщательно оберегаемому рецепту). Когда новая партия сварена и залита в бочки из криптомерии для созревания (обычно в начале зимы), чтобы сообщить покупателям об этом, хозяин вывешивает перед входом сугидаму. Идет время, цвет шара меняется от зеленого к коричневому, сакэ зреет и в тот момент, когда шар становится полностью коричневым, обычно к началу весны, напиток готов к употреблению. Свое начало эта традиция берет в эпоху Эдо. По другой легенде, криптомерия стала почитаться как воплощение бога еще в период Нара. Считалось, что в сугидама спускается ками (божество) сакэ. В настоящее время, сугидама — отличительный знак для сакеваренных магазинчиков.

Самые высокие и старые криптомерии растут на острове Якусима, где еще лет 30-40 назад криптомерию активно  вырубали до тех пор, пока остров не посетил некий американец   по фамилии Вильсон.  Увидев один  огромный срубленный  пенёк и посчитав его кольца, он сильно потрясен и его удивление сильно впечатлило японцев. В честь этого события они назвали пень — пнём Вильсона,  поставили внутри  пня   маленькую  синтоистскую  святыню, помолились …… и стали  думать….  Лесов к тому времени осталось мало и это угрожало экономике острова. Но японцы быстро сообразили, что плата за просмотр тысячелетних деревьев на острове может быть гораздо выгоднее, чем  продажа дров, поэтому установили плату за вход в самые   популярные леса острова —  Сиратани и  Яку-суги-ленд.   Они выбрали несколько десятков самых старых деревьев, дали им имена, определили  их возраст и поставили у каждого дерева таблички с указанием этих данных.  Каждое такое дерево имело возраст от двух до трех тысячелетий. Так было найдено знаменитое теперь на всю Японию  Дзёмон-суги (Jōmon Sugi) , что означает «криптомерия эпохи Дзёмон», возраст которого 7200 лет.  Дерево стало  символом острова  Якусима и в 1993 году  его включили в список достопримечательностей  мирового природного наследия.  Ежегодно  Дзёмон-суги посещает более 300 тысяч японских туристов.  Прикасаться к нему строго запрещено, поэтому оно огорожено заборчиком.

Более 10% населения Японии страдают аллергией на цветение криптомерии, которая протекает довольно тяжело. Иностранцы обычно не подвержены этому заболеванию, но при длительном проживании в Японии (более 10 лет), оно может развиться.

Криптомерию часто упоминаются в стихах и рисуют на картинах.

Ветер поднялся.
Дождем опадает листва,
Кружа в полете.
Шелестят, ветвями качая,
Криптомерии у дороги…

Вакаяма Бокусуй

Как ту криптомерию
У святыни Миморо,
Древо богов,
Хоть в грезах тебя бы увидеть! Но
Столько ночей уже не сплю…

продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

Comments (1)

ИринаНоябрь 18th, 2014 at 12:39

Спасибо,очень интересно

Leave a comment

Your comment