Мифы Японии: намадзу (namazu, 鯰絵). Часть 1

Краткое описание намадзу как культурного   символа Японии в 15-20 веках.

Японское слово 鯰絵 (намадзу) нельзя перевести как название какого-либо конкретного вида рыбы, можно лишь сказать, что это сомообразные. В художественном и литературном контексте намадзу символизирует рыбу вообще, как культурный символ. Что же этот символ означает? Когда изображение намадзу впервые появилось в работах японских художников и ученых в начале 15 века, точного значения оно не имело.
Лишь по-прошествии времени, постепенно, эта метафорическая рыба стала
символизировать разрушения.  И только к
концу 18 века намадзу стали связывать только с одним видом разрушений: с
землятресением. После сильного землятресения в Эдо (название Токио того
времени) в 1855 году страну наводнили гравюры, намадзу-э,  с изображением сома. Многие из них несли в себе завуалированные политические идеи и воззвания. В течение периода Мейдзи и эры Тайсё, изображение намадзу стало политической карикатурой на спесивых чиновников, а иногда и символом переворотов в правительстве.

Картины ниже демонстрируют несколько из множества аспектов этого сложного символа в японской культуре.

Эта картина кисти художника Джосетсу (1405–1423),  «Hyōnenzu» 瓢鮎図 (хёнендзу), «иллюстрация ловли намадзу   с помощью тыквы», нарисована между 1408 и 1415 годами, в период Муромати по заказу 4 сёгуна, Асикаги Ёсимоти. Это первое изображение мифического сома в японской культуре и появление его весьма загадочно. До сих пор никто не смог предложить убедительное прочтение картины в целом, хотя некоторые ее детали и нашли свое объяснение.

В  ней все глубоко символично, даже стебли бамбука,  изображенные в левом нижнем
углу, пришли с древних китайских картин. Хёнендзу сопровождалась 30-ю стихотворениями, одно из которых объясняет, почему мужчина пытается поймать сома с помощью бутылки из тыквы. Вопреки утверждениям многих исследователей японского искусства, «ловля сома тыквенной бутылью» не буддийский символ (коан). Тыквенная бутыль в воображении зрителей была образом той волшебной силы, которую можно было бы отнести  к шаманству или даосизму. Это изображение впоследствии стало собирательным метафорическим образом в японской культуре.

Другие исследователи придерживаются мнения, что «ловля сома тыквенной бутылью», как раз буддийский символ, связанный с идей, что «ум нельзя контролировать».  В
этом случае картина  описывается следующим образом: стоящий на берегу мужчина в лохмотьях пытается поймать с помощью гладкой бутылочной тыквы намадзу, который плывет в глубокой части реки в сторону зарослей камышей, где достать его по определению невозможно.  Во времена создания картины эти символы трактовались довольно широко, но в наше время это твердо установившаяся метафора
того, что сделать невозможно.

В настоящее время этот рисунок находится в храме в храме Тайзо-ин (Taizo-in), в Киото.

(продолжение следует)