Искусство харакири

 

Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, такой же сложный, как и японская чайная церемония.  Принципиальная разница между этими ритуалами в том, что в конце чайной церемонии кому-нибудь становится дурно от слишком большого количества выпитого зеленого чая, в то время как в конце ритуала харакири кто-то умирает.

харакири

Первое, что нужно сделать, это найти помощника (кайсяку или кайсякунин). Вопреки общепринятому мнению технически харакири это не самоубийство в прямом смысле этого слова, а нанесение себе фатальных телесных повреждений.   Фактически  убивает  кайсякунин.  Если бакуфу (правительство сёгуна) приказывало выполнить сэппуку, то назначался официальный помощник. В других случаях нужно было попросить помощи у близкого друга или у человека, владеющего мечом в достаточной степени, чтобы убить одним ударом. Если друг отказался выступить в роли кайсякунина на том основании, что он в недостаточной степени владеет мечом, его можно попросить об этом повторно.  Друг должен согласиться, так как теперь все погрешности, которые он может допустить, будут ему прощены.

Идеальное место для проведения ритуала сэппуку – сад или буддистский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей, так как их нельзя осквернять убийством). Совершающий харакири должен быть одет в белые одежды, символизирующие  чистоту намерений.  Сидеть он должен в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносит деревянный столик, на котором размещены  чашка саке, листы традиционной японской бумаги «васи», изготовленной из коры тутового дерева.  Также на столике находятся письменные принадлежности и нож  «кодзука».  Также в качестве ножа можно использовать танто – кинжал без эфеса, завернутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие.  Самурай может использовать свой меч вакидзаси.

В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа  кладётся веер.

Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале.  Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности.  В общем итоге делается четыре глотка.  Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».

Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк).  Вака должна быть  изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия.  Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.

 

сэппуку

В этот момент совершающий харакири сбрасывает верхнюю одежду (камисимо) и заправляет рукава под свои колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он берёт нож «кодзука» в одну руку, другой рукой поднимая столик «санбо» и помещая его под свои ягодицы.  При этом тело наклоняется немного вперёд, принимая правильное положение.

Если человек, совершающий харакири, настолько молод или настолько опасен, что ему нож заменили на веер, кайсякунин наносит мечом кириороши – вертикальный удар сверху вниз, как только человек касается веером своего живота.  Если харакири выполняется ножом, то кайсякунин будет ждать, пока человек не погрузит лезвие ножа глубоко в левую сторону живота, и затем  проведет лезвием направо с резким восходящим надрезом в конце.

Самурай, который находит в себе силы, может затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез  вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под ребрами. Однако кайсякунин должен внимательно следить за происходящим и нанести удар мечом при первых признаках боли или нерешительности.

Кайсякунин должен нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла.  Необходимо нанести удар точно, иначе это будет непочтительно по отношению к человеку, совершающему харакири. При слабом ударе человек может начать двигаться, разбрызгивая кровь. Особенно недопустимо бить катаной в челюсть, как это сделал кайсякунин Юкио Мисимы в 1970 году.  Как отмечено выше, незначительные промахи  в технике выполнения финального удара могут быть прощены, если кайсякунин  согласился на свою роль из дружбы.

После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.

Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения  разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.

Причинами совершения сэппуку были  дзюнси  (хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси  (самоубийство в знак протеста), канси  (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия  или  избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения  ритуала в полном объеме, поэтому часто использовались такие способы, как  перерезание собственного горла, прыжок с бегущей лошади с мечом во рту, прыжок  с высоких стен, башен или утесов.

John «Akatsukami» Braue Friday, July 19, 2002

14 комментариев

Елизавета16 октября, 2011 at 11:52

все-таки японцы поразительная нация, надо же придумать такой изощренный способ самоубийства!

admin17 октября, 2011 at 09:51

У японцев совершенно удивительный взгляд на жизнь, они не перестают меня удивлять.

Dreammanhist15 декабря, 2011 at 15:56

На блоге Бориса Акунина также был любопытный сюжет с сэппуку. И один юзер сказанул такой коммент: японцу японья смерть :)))

MEFFISTO [rap 4urkin!] Владивосток3 января, 2012 at 19:54

Очень красивый ретуал! Это гениально…

Алексей2 февраля, 2012 at 17:08

Неверно утверждение про то, что последним применил дзюмондзи гири генерал Ноджи. В 1945 году таким же образом ушел адмирал Такидзиро Ониси, «отец камикадзе». Но что-то он сделал не так, предсмертные мучения продолжадись 12 часов.

OTstoi_XARAKIRI4 февраля, 2012 at 02:23

Честь-Отвага- но все равно это мерзко!ужас 12 часов боли от Катаны Х_Х

иван15 января, 2013 at 00:28

вот это сила воли

Алексей8 сентября, 2013 at 03:07

В наши времена такого самопожертвования не встретишь . Меня удивило канси (упрёк своему господину за его поведение) , это на сколько храбрым надо быть …

Назар27 сентября, 2013 at 17:38

не все японцы, а лишь те для кого честь стояла на первом месте

anonimous1 апреля, 2014 at 01:57

Поразительно, насколько некоторые люди любят понтоваться, что понтуются даже во время самоубийства.

admin20 июня, 2014 at 08:52

У Востока удивительно иной, можно сказать противоположный, взгляд на понятия жизни и смерти. Их не понять, если смотреть с нашей, западной точки зрения. Но кто сказал, что наш взгляд на мир — единственно верный? Учитывая, что Восток, и в том числе Япония, не вымерли, не поубивались все, а очень неплохо живут и развиваются, можно сделать вывод, что не так уж их культура и патологична 🙂

Павел19 июня, 2014 at 15:39

Одна большая паталогия, а не культура.

Павел19 июня, 2014 at 15:39

* патология, конечно

Peter19 января, 2015 at 04:08

«На блоге Бориса Акунина также был любопытный сюжет с сэппуку. И один юзер сказанул такой коммент: японцу японья смерть»

Кесарю — кесарево, а самураю — сэппуку! (ц)

Leave a comment

Your comment