Фудзи
Рождение Фудзи
Своим рождением гора Фудзи обязана вулканической активности. Интересен тот факт, что гора сформировалась поверх нескольких древних вулканов, которые сменяли друг друга, постепенно формируя гору. До недавнего времени выделяли три этапа вулканической активности, названные «Комитакэ», «Старый Фудзи», и «Новый Фудзи», но в 2004 году проведенные исследования доказали существование еще одного, четвертого этапа, названного «прото-Комитакэ». Считается, что извержения древнего вулкана прото-Комитакэ сформировали вулкан Комитакэ несколько сотен тысяч лет назад. Затем извержение вулкана Комитакэ приблизительно 100 000 лет назад способствовали возникновению поблизости «Старого Фудзи», вершина которого достигла высоты 2700 метров, прежде чем огромные потоки лавы покрыли и Комитакэ и «Старый Фудзи», давая рождение горе «Новый Фудзи», которая существует в наше время. Возраст современной Фудзи оценивается приблизительно в 10 000 лет, и, как полагают ученые, этот вулкан всё ещё активен.
Следы древних поселений на Фудзи
Находки в окрестностях Фудзи говорят, что люди жили здесь более 10 000 лет назад. Развалины в местечке Oshikakubo ученые относят к ранней эре Дзёмон, их возраст оценивается примерно в 12 тысяч лет, что делает это поселение старейшим в Японии. Здесь были найдены остатки жилья в виде подковообразных ям. Предполагают, что крыши этих жилищ сооружались из веток. Здесь же были найдены каменные орудия, а также группы камней, расположенных определенным образом, предположительно в каких-то церемониальных целях. В то время извержения вулкана происходили достаточно часто, подвергая опасности жизни людей, живших в этих местах. Вследствие этого ученые предполагают, что здесь было достаточное изобилие еды и воды, чтобы компенсировать опасность, исходившую от вулкана. Рядом с городом Фудзиномия находятся развалины Санго, относящиеся к среднему периоду эры Дзёмон. Некоторые каменные сооружения были экспериментально идентифицированы учеными как религиозные или погребальные. Интересно, что эти сооружения ориентированы по направлению к Фудзи.
Фудзи-сан в искусстве
Немного найдётся в Японии мест, которые были бы столь популярны у художников и поэтов, как гора Фудзи-сан. Японские художники Кацусики Хокусай и Утагава Хиросигэ создали серии цветных гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи», на которых гора Фудзи изображена с разных ракурсов. Показ этих гравюр на Парижской выставке в 1867 году принес этим художникам всемирную известность, и в дальнейшем их творчество оказало влияние на художников по всему миру. Например, сильно ощущается влияние этих художников на творчество Ван Гога. Подчеркивая истоки заимствования, Ван Гог обрамляет свои композиции японскими иероглифами, скопированными им с гравюр Хиросигэ. Композитор Дебюсси был настолько вдохновлен гравюрой Кацусики Хокусая «Большая Волна в Канагаве», что это побудило его к написанию симфонии «Море».
Интерес к Фудзи в других странах
Гора Фудзи любима и почитаема не только в Японии, но и во многих других странах. В древнем Китае было сказание, что за восточным морем есть «волшебная гора». Император Цинь Шихуанди отправил своего посланника Ксу Фу, чтобы тот нашел там эликсир вечной молодости. Ксу Фу отправился в плавание вместе с огромным флотом, и целью его путешествия была Фудзи. Достиг ли он горы или нет, осталось неизвестно, но легенды и истории о Ксу Фу до сих пор живы во многих частях Японии. В западных странах также издавна был интерес к Фудзи. Так первый английский посол в Японии, сэр Резерфорд Олкок, вопреки пожеланиям правительства сёгуна в 1860 году поднялся на вершину Фудзи. А в 1867 году Леди Паркес, жена другого английского посла, нарушила табу, запрещавшее представительницам прекрасного пола подниматься на гору. Сегодня иностранцы составляют примерно треть от общего числа восходителей на Фудзи.
Фудзи и религии
Фудзи не всегда была спокойной горой, были времена, когда вулкан извергал дым и пламя, угрожая всем, кто жил вокруг. И это нашло своё отражения в религиях. Так, в соответствии с легендой, в 27 году до н.э. японский император Суйнин чтобы успокоить бога Фудзи, основал у подножия горы храм Фудзисан Хонгу Сэнгэнтайся – главный храм бога Асама в Японии. Саканоуэ-но Тамурамаро — первый воин, который заслужил титул сёгуна , по приказу императора Хейдзея в 806 году переместил святыню в ее настоящее место. После того, как вулкан успокоился, основатель «горного буддизма», монах Мэтсудай Сёнин в 12-м веке поднялся на Фудзи, напевая мантру «шесть корней восприятия», и таким образом проложил путь для паломничества на вершину горы. Приблизительно к 15-му веку такое паломничество стало распространено не только среди монахов, но также и среди обычного народа. Паломничество на Фудзи стало популярным среди простых японцев в эпоху Эдо (17-19 столетия). Такое восхождение являлось для японцев церемонией, которую обязательно нужно было совершить в течение своей жизни. Даже была создана специальная организация «Фудзи-ко» – своеобразный товарищеский кооператив, члены которого ежемесячно платили в общую кассу определенный взнос, и после того как необходимая сумма собиралась, кооператив отправлялся в поход на гору.
Фудзияма в японской поэзии
В период Хэйан с 9-го по 12-й века наблюдалась повышенная вулканическая активность Фудзиямы. С одной стороны грозный вулкан внушал людям благоговейный страх, с другой – символизировал неистовую страсть. Это нашло отражения в японской поэзии. Кокинсю — анатология японской поэзии вака, выпущенная в 10-м столетии нашей эры, содержит пять произведений, прославляющих Фудзияму. Даже после того, как извержения в значительной степени прекратились, в поэзии вулкан Фудзияма продолжал извергать пламя.
Стелется по ветру
Дым над вершиной Фудзи,
В небо уносится
И пропадает бесследно,
Словно указывает мне путь.
(Монах Сайгё, 12 век)
Воды Фудзи
Приблизительно 2 миллиарда тонн осадков каждый год выпадает на Фудзи. Однако на горе фактически нет никаких водных потоков, которые уносили бы эти воды вниз. Вода находит себе дорогу в виде родников у подножия горы. Основная причина этого – коническая форма горы. Фудзи формировалась от повторяющихся извержений, а базальт и вулканические породы, которые составляют верхний слой «Нового Фудзи», в значительной степени проницаемы для воды. При этом «Старый Фудзи» состоит из пород, которые практически не пропускают воду. Поэтому водные осадки, попадающие на Фудзи, свободно проходят через внешнюю оболочку вплоть до водонепроницаемых пород, и под землёй текут вниз. Лавовые породы выступают своего рода фильтром, поэтому родниковая вода Фудзи известна своей чистотой. Также эта вода насыщена полезными минеральными солями. Миллионы литров воды ежедневно берутся из реки Kakita в префектуре Шизуока.
Восхождения на Фудзи
В наши дни практически нет никаких запретов на восхождение к вершине Фудзи, однако так было не всегда. В прошлом гора считалась местом, где обитают духи, и восходить на гору можно было только выполняя определенные религиозные обряды. Запрет на восхождение на вершину отменялся только на определенный период в течение лета. Традиционно гора «открывалась» для паломников 1-го июня по старому лунному календарю, что в наши дни эквивалентно 1-ого июля. В храме Фудзисан Хонгу Сэнгэнтайся читались молитвы и проводились различные ритуалы, такие как «церемония очищения» и «возгорание святого огня» в храме Мураяма Сенджен Джинджи. В наши дни также проводятся эти древние церемонии. Также проводится конкурс «мисс Фудзи». Многие восходители задаются целью встретить восход солнца на вершине горы. Гора остается открытой для восхождения в течение двух месяцев. В принципе, при большом желании можно совершить подъем и в другие месяцы, но в этом случае нужно будет оформить разрешение в местном отделении полиции.